Фонд единения религий и философий

План реализации

Юридические вопросы

Финансирование

Хоз. предприятия

Музей единения религий

Отдел собирательства

Отдел синтеза

Отд. распространения

История музеев

Школа Этики

О школе

Поисковая программа по текстам религий

Версия 2.1

Demo-версия

Приобрести

Вопросы

Единство Религий

Статьи о религии

Единое Учение

Религиозная Этика

Искажение Писаний

Религия и Наука

Научное познание

Библия в свете науки

Религия и Искусство

Поэзия и проза

Фотоэкспозиция

Сотрудничество

Распространителям

Полезные ссылки

Интересные события

Сайт

Обновления сайта

Рейтинг посещаемости

religare@list.ru


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100

Христианство о МУЖЕСТВЕ

Библия. Второзаконие. 31

6 будьте тверды и мужественны, не бойтесь, [не ужасайтесь] и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя.

Библия. 1-я Царств. 10

26 Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву; и пошли с ним храбрые, которых сердца коснулся Бог.

Библия. 2-я Паралипоменон. 32

6 И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал:

7 будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;

8 с ним мышца плотская, а с нами Господь Бог наш

Библия. Есфирь. 4

Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество.

Библия. Притчи. 16

32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Библия. Притчи. 28

1 Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.

Библия. Исаия. 28

5 В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего,

6 и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот.

Библия. Деяния святых апостолов. 4

8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!

9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,

10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.

11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения,

12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;

14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки...

29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,

30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.

31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.

32 У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.

Библия. Деяния святых апостолов. 9

26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.

27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса.

28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса.

29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.

Библия. Деяния святых апостолов. 14

1 В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов.

2 А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников.

3 Впрочем они пробыли здесь довольно времени, смело действуя о Господе, Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их знамения и чудеса.

Библия. Деяния святых апостолов. 28

30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,

31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна. 2

28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.

29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна. 3

21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,

22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

Библия. Первое соборное послание святого апостола Иоанна. 4

16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.

17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

20 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла. 16

13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14 Все у вас да будет с любовью.

Библия. Послание к Евреям святого апостола Павла. 4

14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.

15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.

16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.

Библия. Послание к Евреям святого апостола Павла. 13

5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,

6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Библия. Вторая книга Маккавейская. 6

26 Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти.

27 Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости,

28 а юным оставлю добрый пример - охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. Сказав это, он тотчас пошел на мучение.

29 Тогда и те, которые вели его, незадолго пред сим оказанное ему доброжелательство изменили в ненависть по причине вышесказанных слов, ибо они почли их за безумие.

30 Готовясь уже умереть под ударами, он, восстенав, произнес: Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху пред Ним.

31 И так скончался он, оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели.

Библия. Вторая книга Маккавейская. 7

2 Один из них, приняв на себя ответ, сказал: о чем ты хочешь спрашивать или что узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы.

3 Тогда царь, озлобившись, приказал разжечь сковороды и котлы.

4 Когда они были разожжены, тотчас приказал принявшему на себя ответ отрезать язык и, содрав кожу с него, отсечь члены тела в виду прочих братьев и матери.

5 Лишенного всех членов, но еще дышащего велел отнести к костру и жечь на сковороде; когда же от сковороды распространилось сильное испарение, они вместе с матерью увещевали друг друга мужественно претерпеть смерть, говоря:

6 Господь Бог видит и поистине умилосердится над нами, как Моисей возвестил в своей песни пред лицем народа: "и над рабами Своими умилосердится".

7 Когда умер первый, вывели на поругание второго и, содрав с головы кожу с волосами, спрашивали, будет ли он есть, прежде нежели будут мучить по частям его тело?

8 Он же, отвечая на отечественном языке, сказал: нет. Поэтому и он принял мучение таким же образом, как первый.

9 Быв же при последнем издыхании, сказал: ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной.

10 После того третий подвергнут был поруганию и на требование дать язык тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки,

11 и мужественно сказал: от неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их.

12 Сам царь и бывшие с ним изумлены были таким мужеством отрока, как он ни во что вменял страдания.

13 Когда скончался и этот, таким же образом терзали и мучили четвертого.

14 Будучи близок к смерти, он так говорил: умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь.

15 Затем привели и начали мучить пятого.

16 Он, смотря на царя, сказал: имея власть над людьми, ты, сам подверженный тлению, делаешь, что хочешь; но не думай, чтобы род наш оставлен был Богом.

17 Подожди, и ты увидишь великую силу Его, как Он накажет тебя и семя твое.

18 После этого привели шестого, который, готовясь на смерть, сказал: не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешив пред Богом нашим, оттого и произошло достойное удивления.

19 Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу.

20 Наиболее же достойна удивления и славной памяти мать, которая, видя, как семь ее сыновей умерщвлены в течение одного дня, благодушно переносила это в надежде на Господа.

21 Исполненная доблестных чувств и укрепляя женское рассуждение мужеским духом, она поощряла каждого из них на отечественном языке и говорила им:

22 я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого.

23 Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы.

24 Антиох же, думая, что его презирают, и принимая эту речь за поругание себе, убеждал самого младшего, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности.

25 Но как юноша нисколько не внимал, то царь, призвав мать, убеждал ее посоветовать сыну сберечь себя.

26 После многих его убеждений она согласилась уговаривать сына.

27 Наклонившись же к нему и посмеиваясь жестокому мучителю, она так говорила на отечественном языке: сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя.

28 Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.

29 Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими.

30 Когда она еще продолжала говорить, юноша сказал: чего вы ожидаете? Я не слушаю повеления царя, а повинуюсь повелению закона, данного отцам нашим чрез Моисея.

31 Ты же, изобретатель всех зол для Евреев, не избегнешь рук Божиих.

32 Мы страдаем за свои грехи.

33 Если для вразумления и наказания нашего живый Господь и прогневался на нас на малое время, то Он опять умилостивится над рабами Своими;

34 ты же, нечестивый и преступнейший из всех людей, не возносись напрасно, надмеваясь ложными надеждами, что ты воздвигнешь руку на рабов Его,

35 ибо ты не ушел еще от суда всемогущего и всевидящего Бога.

36 Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную, а ты по суду Божию понесешь праведное наказание за превозношение.

37 Я же, как и братья мои, предаю и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом, и чтобы ты с муками и карами исповедал, что Он един есть Бог,

38 и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш.

39 Тогда разгневанный царь поступил с ним еще жесточе, нежели с прочими, негодуя на посмеяние.

40 Так и этот кончил жизнь чистым, всецело положившись на Господа.

41 После сыновей скончалась и мать.

Библия. Вторая книга Маккавейская. 13

14 Предоставив попечение о себе Создателю мира, он убеждал бывших с ним сражаться мужественно до смерти за законы, за храм, город, отечество и права гражданские и расположил войско около Модина.

Библия. Третья книга Ездры. 2

42 Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа.

43 Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением.

44 Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой?

45 Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы.

46 Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы?

47 Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне.

48 Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему, какие видел ты дивные дела Господа Бога.

Библия. Третья книга Ездры. 10

1 Но когда сын мой вошел в брачный чертог свой, он упал, и умер.

2 И опрокинули все мы светильники, и все сограждане мои поднялись утешать меня, и я почила до ночи другого дня.

3 Когда же все перестали утешать меня, чтобы оставить меня в покое, я, встав ночью, побежала и пришла, как видишь, на это поле.

4 И думаю уже не возвращаться в город, но оставаться здесь, ни есть, ни пить, но непрестанно плакать и поститься, доколе не умру.

5 Оставив размышления, которыми занимался, я с гневом отвечал ей и сказал:

6 о, безумнейшая из всех жен! не видишь ли скорби нашей и приключившегося нам, -

7 что Сион, мать наша, печалится безмерно, крайне унижена, и плачет горько?

8 И теперь, когда все мы скорбим и печалимся, потому что все опечалены, будешь ли ты печалиться об одном сыне твоем?

9 Спроси землю, и она скажет тебе, что ей-то должно оплакивать падение столь многих рождающихся на ней;

10 ибо все рожденные из нее от начала и другие, которые имеют произойти, едва не все погибают, и толикое множество их предаются истреблению.

11 Итак кто должен более печалиться, как не та, которая потеряла толикое множество, а не ты, скорбящая об одном?

12 Если ты скажешь мне: "плач мой не подобен плачу земли, ибо я лишилась плода чрева моего, который я носила с печалью и родила с болезнью;

13 а земля - по свойству земли; на ней настоящее множество как отходит, так и приходит":

14 и я скажу тебе, что как ты с трудом родила, так и земля дает плод свой человеку, который от начала возделывает ее.

15 Посему воздержись теперь от скорби твоей и мужественно переноси случившуюся тебе потерю.

Библия. Книга Премудрости Соломона. 8

7 Если кто любит праведность, - плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ВЕРА В БОГА

Преп. Максим исповедник. - Без веры, надежды и любви как из худого ничто в конец не истребляется, так и из доброго ничего совершенно не устанавливается в нас. Вера убеждает боримый ум прибегать к Богу и возбуждает его к дерзновению уверением в готовности для него всяких духовных орудий; надежда бывает для него не обманчивою поручительницею за Божественную помощь, обещая истребление противных сил, а любовь соделывает его неудобоотторжимым от родственного сочетания с Божественным, даже и во время самой брани, прилепляя всю силу его расположения к вожделению Божественного.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). СТРАХ БОЖИЙ

Преп. Максим исповедник. - Страх Божий двояк: один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку: воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой - сопряжен с самою любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. Страх двояк: один чистый, а другой - нечистый, тот страх, который порождается по причине прегрешений, под действием ожидания мук, - нечист, так как причиною имеет сознаваемый за собою грех и не пребудет навсегда, потому что вместе с отъятием чрез покаяние греха исчезает. А тот, который и без этого боязливого беспокойства из-за грехов всегда стоит в душе, этот страх чист и никогда не отойдет, потому что он некако соприсущ Богу, как дань от лица тварей, проявляя собою естественное всем благоговеинство пред Его величием, превысшим всякого царства и силы.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). УЗКИЙ И ПРОСТРАННЫЙ ПУТЬ (1)

Блаж. Авва Зосима. - В устремлениях произволении вся сила. Горячее произволение в один час может принести Богу более благоугодного Ему, нежели труды долгого времени без него. Произволение вялое и ленивое бездейственно.

Если кто Мафусаиловы проживет лета, а не будет шествовать тем прямым путем, каким шествовали все святые, - говорю о путях обесчествования и несправедливых укоров и мужественного их претерпевания, - тот не преуспеет ни много, ни мало и не обретет сокрытого в заповедях сокровища, а только напрасно потратит все лета жизни своей.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ТЕРПЕНИЕ

Преп. Феодор Студит. - Всегда так бывает, что ныне малодушие, а завтра мужество; теперь печальное расположение, а вдруг воодушевление; сию минуту страстей восстание, а в следующую - Божия помощь их пресечет. Не таким, как вчера, явишься ты, возлюбленный. Но придет к тебе благодать Божия и поборет по тебе Господь. Речешь тогда: "Где был еси доселе, Господи?" - и Он скажет тебе на это: "Смотрел, как ты борешься, и знал". Будем же терпеливы, возвеликодушествуем немного, стесним себя и тело свое придавим, порабощая его и далеко от себя отбрасывая страсти.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). СКОРБИ И ИСКУШЕНИЯ

Блаж. авва Зосима. - Бесы боятся, если увидят, что кто-либо, будучи подвержен оскорблению, бесчестию, ущербам и всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что подвергся сему, но о том, что, подвергшись, не перенес того мужественно, ибо уразумевает из сего, что он вступает на истинный путь и имеет твердое желание ходить в совершенстве по заповедям Божиим.

- Уничтожь искушения и помыслы - и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного - бежит от вечной жизни. Некто из святых говорит: "Кто доставил св. мученикам венцы оные, если не мучители их? Кто даровал св. Стефану такую, окружающую его, славу, если не те, кои побили его камнями?" - прилагая к сему изречение другого святого, который говорил: "Я не виню поносящих меня, а, напротив, называю их и почитаю своими благодетелями; и не отреваю Врача душ, подающего и тщеславной душе моей врачевство бесчестия, боясь, как бы Он некогда и моей бедной душе не сказал: врачевахом Вавилона и не исцеле (Иер. 51, 9)".

- Стяжавший в себе любовь Божественную, подобно прор. Иеремии, не труждается, последуя Господу Богу своему (Иер. 1, 17, 16), но мужественно переносит всякие труды, оскорбления и поношения, не мысля зла совершенно ни против кого.

- Когда тяжко тебе от укоризны или бесчестия, то знай, что ты великую получил от того пользу, - ибо чрез уничижение промыслительно изгнано из тебя тщеславие.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

Преп. Исаак Сирин. - Будь уверен, что хранитель твой всегда с тобою и что вместе с другими тварями и ты стоишь под Единым Владыкою, Который единым мановением приводит все в движение и все устрояет. Стой же мужественно и благодушествуй. Ни демоны, ни губительные звери, ни порочные люди не могут исполнить воли своей на вред тебе и пагубу, если не попустит сего изволение Правящего и не даст сему места в определенной мере. Посему говори душе своей: "Есть у меня оберегающий меня Хранитель, и ни одна из тварей не может явиться предо мною, разве только будет повеление свыше. Если же есть на то воля Владыки моего, чтобы лукавые возобладали над созданием, то принимаю сие, не огорчаясь, как не желающий, чтобы воля Господа моего осталась без исполнения". Таким образом, в искушениях твоих будешь исполнен радости как уведавший и в точности сознавший, что управляет и распоряжает тобою Владычнее мановение. Так подкрепляй сердце свое упованием на Господа.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ДОБРОДЕТЕЛИ

- Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая и воля, не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным предзрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью всех их поднять и перенесть.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ПЕЧАЛЬ (УНЫНИЕ)

- В скорбях наипаче будь благодарен, потому что чрез них яснее ощущается благодать заступления. Так, благодарением прогоняя печаль (от постигающих скорбей), не омрачишь ты блистательной красоты мужественного благодушия.

- Уныние есть изнеможение души; а душа в изнеможении не имея того, что ей свойственно по естеству, не устаивает мужественно против искушений.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ

Преподобный Максим Исповедник. - Иные страсти принадлежат к раздражительной силе души, а иные к вожделевательной. Те и другие возбуждаются чувствами; возбуждаются же тогда, когда душа находится вне любви и воздержания. Труднее преодолевать страсти раздражительной силы души, нежели вожделевательной; потому-то против них от Господа и врачевство дано сильнейшее - заповедь о любви. Частое возбуждение вожделевательной силы души влагает в душу непреодолимую привычку к делам сластолюбивым, а частое возмущение раздражительности делает ум робким и лишает мужества.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). РАССУЖДЕНИЕ

- Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых; иное - испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого - целомудрия; иное - духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати; иное - оставление по отвращению, как то было с иудеями, дабы наказанием обратить к покаянию.

Писания Отцов Церкви. ДОБРОТОЛЮБИЕ (избранное для мирян). СОВЕРШЕНСТВО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

- Подвижничество требует терпения и мужества, потому что сластолюбие изгоняется не иначе, как долговременным и охотным самоутруждением. Удобно совершишь подвиги подвижничества, если все будешь делать в меру и по правилу. Держи всегда одинаковую меру в подвигах и без крайней нужды не нарушай положенного правила.

- Ведущие мысленную брань должны со всем усердием избрать себе, по указанию Божественных Писаний, духовные делания и возложить их на ум, как целительные пластыри. Так с утра должно мужественно и неотступно стоять у двери сердца, с крепкою памятью о Боге и непрестанною, в душе, Иисус Христовою молитвою и сею мысленною стражею и убивать всех грешников земли, т. е. верною, усиленною и горе восхищающею памятью о Боге посекать, ради Господа, главы сильных и начала брань воздвигающих помыслов, ибо, как знаем, и в мысленных подвижнических трудах есть некоторый Божественный чин и порядок действования. Так должно делать нудящим себя (Царствия ради), пока настанет положенное время вкушения пищи. После сего, благодарение воздав Господу, по единому человеколюбию Своему питающему нас двоякою пищею, и духовною и телесною, должно томить себя памятованием и размышлением о смерти. А на следующий день опять надо самодержавно браться за утреннее дело. Ибо и при таком каждодневном образе действования едва-едва возымеем мы в Господе избегнуть сетей мысленного врага. Такое делание, впрочем, утвердившись в нас, рождает три добродетели: веру, надежду и любовь, из коих вера располагает нас к истинному страху Божию, а надежда, преодолев рабский страх, приводит человека к любви Божией.

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. СВ. ЖАННА И СВЯТОЕ ЦАРСТВО ДУХА. III

Мира не покинули обе в крайнем зле его - войне. В первой войне, едва не погубившей Францию, а с ней и всего христианского мира - все потому же, потому что мира нет без Франции - родилась Жанна; а Тереза - до начала второй войны, большей, ближе еще приведшей весь христианский мир к самому краю гибели; до начала войны внешней родилась Тереза, а внутренне война уже началась для нее - как бы с нею уже родилась.

Жанна двумя мечами сражалась - духовным и вещественным; только одним духовным - Тереза, но так же бесстрашно и в таком же смертном бою, как Жанна.

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. XIV

Если все еще плачет иногда от страха, то теперь уже потому, что не Голосов страшится и не в них сомневается, а в себе самой: "Я - бедная девушка; ни ездить верхом, ни сражаться мечом не умею...".

"Знамя Царя Небесного возьми, дочерь Божия, и смело ступай! Бог тебе поможет", - утешают ее Голоса.

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. XVI

Жанна вернулась в Домреми. Люди смеялись над ней, указывая на нее пальцами:

"Вот кто восстановит королевский престол и спасет Францию!"

Думали, что она "порченая": "видно, с Жаннетой что-то попритчилось у Фейного дерева!"

Страшный сон приснился отцу Жанны: будто бы она убежала из дому с ратными людьми.

"Если бы это с нею и вправду случилось, я бы хотел, чтоб вы утопили ее своими руками, а если этого не сделаете вы, то я сделаю сам!" - говорил он сыновьям своим, Жану и Пьеру, и потому, как говорил, было видно, что сделает.

Глаз с нее не спускали родители, чтоб не убежала и, думая образумить ее, хотели выдать замуж за молодого поселянина, но она отказала ему, потому что была уже обручена иному Жениху - Царю Небесному. И обманутый будто бы ею жених подал на нее жалобу в суд, где робкая всегда и стыдливая Жанна удивила всех такою смелостью, как будто суд был для нее привычным делом.

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. XXXI

Это уже чувствуется в первом явлении Девы, когда становится она единственной властью в осажденном Орлеане.

4 мая французские военачальники, обиженные тем, что над ними поставлена безграмотная девочка-крестьянка, делают, не предупредив об этом Жанну, вылазку на крепостную башню-бастилью Сен-Лу в нескольких милях к востоку от города. Но англичане сопротивляются так доблестно, что французы отступают.

Ночью Жанна, проснувшись и вскочив с постели, зовет оруженосца своего Жана д'Олона и на вопрос его, что с нею - отвечает:

- Жив Господь! Мой Совет велит мне идти на англичан... Где мое оружие?.. Кровь наших людей льется, я это чувствую!

И, увидев маленького пажа Мюго, кричит:

- Ах, скверный мальчишка! Зачем же ты мне не сказал, что льется французская кровь?

Выбежав из дому, поспешно вооружается. Знамя подают ей из окна и, вскочив на коня, мчится она по улице так, что из-под лошадиных копыт на мостовой брызжут искры.

Доскакав до Сен-Лу, прямо кидается в бой. Семнадцатилетняя девочка, никогда на войне не бывавшая, стоит бесстрашно со знаменем в руках в опаснейшем месте боя, у крепостного рва, под арбалетными стрелами и пушечными ядрами.

В первый раз в жизни увидев кровь на войне, ужасается, но не за себя, а за других: "Я никогда не могла видеть, как льется французская кровь без того, чтобы волосы у меня на голове не вставали дыбом от ужаса".

Только что увидев Жанну, отступающие французы кидаются в бой с новой отвагой, идут на приступ, поджигают башню и врываются в крепость. Множество пленных перебито. "И видя то, Дева была очень прискорбна". Хитростью спасает она англичан, укрывшихся в женской обители и нарядившихся там в церковные ризы.

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. XXXII

Главная твердыня англичан, крепостная башня-бастилья Турелли, находилась на левому берегу Луары. С городом соединял ее деревянный, с одной посредине сломанной аркой мост. Перед Турелли возвышалась башня Августинцев: чтобы войти в ту, надо было сначала взять эту.

Приступ на нее начался 6 мая на восходе солнца, длился весь день до заката и был отражен. Жанна, собрав отступавших и воткнув древко знамени в землю у самого рва, крикнула с такой отвагой и верой: "Смело входите!" - что после нового отчаянного приступа башня была взята и сожжена. Но, глядя на освещенные за нею красным заревом пожара в черном ночном небе неприступные башни Турелли, французские военачальники говорили с безнадежностью: "Этого и в месяц не возьмем!"

- Вы были на вашем совете, а я на моем, и верьте мне, совет Господен исполнится, а ваш погибнет! - ответила им Жанна спокойно и, немного подумав, прибавила, обращаясь к духовнику своему, брату Паскерелю:

- Много будет у меня завтра хлопот... и кровь из тела прольется!

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. XXXIII

Ранним тихим утром 7 мая начался приступ на башни Турелли. Двадцать раз подходили французы к окопам и двадцать раз отступали под страшным огнем кулеврин и бомбард; но каждый раз шли снова в бой с еще большей отвагой, чувствуя себя как будто бессмертными".

Жанна была опять впереди всех и всех ободряла:

- Будьте мужественны, верьте, мы скоро войдем в крепость!

Жития Святых и Мучеников. ЖАННА Д'АРК. Мережковский Д.. ЖИЗНЬ СВ. ЖАННЫ. LIX

3 мая, в день Воздвижения Креста Господня, явился Жанне Архангел Гавриил, может быть, в том виде, в каком изображен был на знамени Девы с белыми лилиями Франции, и, может быть, сказал ей так же, как Деве Марии:

"Радуйся, Благодатная!"

И так же "смутилась" она, "убоялась" от слов его; и так же услышала: "Не бойся, Жанна, ибо ты обрела благодать у Бога"; и так же ответила:

"Се, раба Господня!"

С этого дня ей сделалось легче и начала она выздоравливать с такой чудесной быстротой, что все удивлялись: точно мертвая вставала из гроба.

Утром 9 мая привели ее в главную башню тюремного замка, где находилась пыточная палата с дыбами, раскаленными жаровнями, железными клещами, ручными и ножными тисками, ногтяными иглами и другими орудиями пытки. Тут же стояли наготове два палача.

Монсиньор Бовезский в присутствии наместника главного Инквизитора Франции Жана Лемэтра и девяти докторов богословия, трижды прочтя подсудимой вопросы, на которые уже много раз отказывалась она отвечать, угрожал ей пыткой, если она и теперь не ответит.

- Члены мои все растерзайте и душу из тела выньте, - я вам больше ничего не скажу, а если бы даже и сказала, то отреклась бы потом от слов моих и объявила бы, что они у меня вынуждены пыткой! - ответила Жанна так бесстрашно, что судьи, отойдя в сторону, долго совещались, прибегать ли к пытке и, наконец, решили не прибегать, во-первых, потому что дьявол мог сделать с нею то же, что с другими колдунами и ведьмами во время жесточайших пыток - послать ей "дар немоты"; а во-вторых, потому что "суд был такой образцовый, что пыткой испортить его было бы жаль". Кроме этих двух явных причин, была и третья, тайная: поняли судьи, что пытка духовная больше телесной, потому что муки тела кончаются смертью, а мука души бесконечна.

Внимание! Чтобы усвоить полный смысл выдержек - обращайтесь к первоисточнику! Выборочный поиск был осуществлен с помощью программы "Коллекция текстов и иллюстраций".

 
Добавить страницу в «Избранное» (Ctrl+D)
Copyright © religare.info